Клуб любителей Toyota RAV-4
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Клубный сервис Клуб Контакты Сделать Закладку
Доверие пешеходов к автоматизированным транспортным средствам
 
 

 

Доверие пешеходов к автоматизированным транспортным средствам

Доверие пешеходов к автоматизированным транспортным средствамАвтоматизированные транспортные средства могут помочь обществу за счёт повышения безопасности на дорогах, снижения расхода топлива и загрязнения окружающей среды. Полная автоматизация вождения — это больше, чем просто замена водителей сложными технологическими системами. Это также глобальная трансформация использования дорог, затрагивающая пешеходов. Чтобы беспилотники были приняты, они должны завоевать доверие всех участников дорожного движения. Что касается конкретно пешеходов, то классические светофоры, разрешающие переход, должны быть перекомпонованы и спроектированы таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень доверия к беспилотным автомобилям. Однако доверие кажется многомерным, основанным на аффективных, когнитивных и социальных измерениях - его можно понимать, как чувство, набор убеждений, ожиданий или даже иногда мотивационное состояние, примерно сродни тому, как человек доверят своему бухгалтеру, юристу или лечащему врачу.

Что касается доверия к автоматизации на дорогах общего пользования, то должна быть предложена хорошо используемая модель эволюции доверия, которую можно легко перенести в ситуацию автоматизированного вождения. Но при рассмотрении взаимодействия между пешеходом и беспилотными ТС требуются некоторые корректировки. Работа систем автоматизированных транспортных средств зависит от явного сообщения от других участников движения и внешних систем координации, для взаимодействия с их окружением. Но такие системы ещё не вполне совершенны, так как они пока игнорируют более тонкие социальные сигналы, такие как внимание водителей или настроение. Исследования показали, что такое непонимание социальных взаимодействий приводит к несчастным случаям и неожиданному поведению беспилотников, которое пешеходы считают беспорядочным и не всегда логичным для человека.

Эти чувства влияют на то, как люди воспринимают технологии, и на их вероятность их принятия. Становится важным разрабатывать их таким образом, чтобы люди чувствовали себя комфортно рядом с ними. Поэтому для обеспечения безопасного и эффективного взаимодействия с технологиями первостепенное значение имеет учёт роли человека в их разработке. Взаимодействие участников дорожного движения происходит в сложном социальном контексте, где создаются и переоцениваются нормы использования. Невербальное общение с водителем может разрядить неоднозначные ситуации взаимодействия, облегчить принятие решений и повысить доверие пешеходов в ситуации перехода улицы. Программа эволюции доверия улучшит готовность людей к взаимодействию с технологиями и, таким образом, может стать подходящим способом задумать и обеспечить взаимодействие пешехода и автоматизированного транспортного средства. Проектирование психологии поведения — это прогнозирование того, как технология будет взаимодействовать с окружающей средой, ведь внешние характеристики являются ключевыми для обеспечения доверия пользователей.

Одной из основных проблем в области беспилотных автомобилей, касающихся взаимодействия с пешеходами, является знание того, как успешно общаться с ними эффективным, удобным и простым для понимания способом. Некоторые типы общения могут влиять на поведение при определенных условиях и в зависимости от используемого канала. Поэтому автоматизированные транспортные средства должны передавать информацию пешеходам через человеко-машинный интерфейс, чтобы пешеходы могли точно предсказать не только свое поведение, но и действия машиныь. В качестве связующего звена изучение человеко-машинных интерфейсов имеет большое значение. Наличие явно видимых человеко-машинных интерфейсов (eHMI), встроенных в транспортное средство, приведет к улучшению разрешения конфликтов. Пешеходы будут более склонны переходить улицу, дожидаясь полной остановки транспортного средства, что повысит безопасность на дорогах.

Тем не менее, некоторые исследования ставят под сомнение реальную эффективность eHMI. Учёные, исследующие проблему, пришли к выводу, что инфраструктура играет важную роль в принятии решения о переходе перед автономным транспортным средством, а eHMI полезен только в ситуациях без дорожной инфраструктуры (например, светофоров и пешеходных переходов). Кроме того, электронные человеко-машинные интерфейсы пока не всегда разрабатываются с учётом подхода, ориентированного на пользователя-пешехода. Эффективность eHMI в облегчении пешеходного перехода в значительной степени игнорировалась разработчиками, которые в основном были заняты взаимодействием беспилотных автомобилей с другими транспортными средствами на дороге. Кроме того, в большинстве прототипов использовалась только одна модальность, обычно визуальная, что ограничивает их доступность для участников дорожного движения с особыми потребностями, таких как слабовидящие.

Сейчас разработчиками и конструкторами предлагаются разные другие способы "общения", основанные на антропоморфизме. Ведутся работы в направлении изготовления антропоморфные фар, которые ведут себя как глаза при отслеживании движения пешеходов. А шведская компания Semcom, например, использует антропоморфный подход к дизайну решётки радиатора автомобиля, чтобы представить светящуюся улыбку в качестве визуального интерфейса взаимодействия с пешеходами. Но тут возникает другая проблема - согласно исследованиям, чем больше машины напоминают людей, тем больше людей беспокоит их внешний вид - другими словами, когда робот разработан с человеческими характеристиками для осуществления социальных взаимодействий, он может вызывать у многих людей чувство отторжения. Но, несмотря на этот негативизм, антропоморфный дизайн роботов вызывает реакцию, аналогичную реакции, возникающей в межличностном социальном контексте (бывает, что люди глубоко несимпатичны друг другу, но ведут себя в рамках социума). Действительно, несколько исследований показали, что, когда люди взаимодействуют с технологиями, они применяют социальные правила взаимодействия между людьми и к машинам. Такое поведение, наблюдаемое при взаимодействии человека с компьютером, считается сравнимым с доверительным поведением, наблюдаемым в отношениях между людьми, а значит доверие к автоматизации будет означать доверие к разработчикам автоматизации. Таким образом, использование антропоморфизма для систем коммуникаций может иметь значение для повышения доверия пешеходов.

Пешеходы в основном полагаются на неявные детерминанты, такие как изменения в движении транспортных средств, когда решают перейти дорогу. Скорость транспортного средства и расстояние до пешехода эффективно влияют на решение пешеходов перейти улицу перед автономным транспортным средством. Социологические опросы выявили картину, что при резкой остановке, в знак намерения уступить дорогу пешеходу или последующем резком ускорении ТС, все опрашиваемые испытывали негативные эмоции и мало доверяли беспилотным автомобилям. Агрессивное вождение снижает доверие пешеходов к беспилотным авто, но наличие светофоров смягчает этот эффект. Это говорит о том, что два источника информации, поведение беспилотного автомобиля и дорожная инфраструктура (например, светофоры), будут совместно влиять на доверие пешеходов. Это может быть связано с тем, что подсознательно люди считают, что машины будут косвенно запрограммированы на соблюдение правил дорожного движения и, в частности, пешеходных переходов.