Клуб любителей Toyota RAV-4
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Клубный сервис Клуб Контакты Сделать Закладку
Масло в АКПП: менять или не менять?
 
 

 

Масло в АКПП: менять или не менять?

Вопрос о смене масла для автолюбителей всегда актуален. Этот вопрос всеобъемлющий, глобальный, требующий незамедлительного вмешательства и, вместе с тем, бессмысленный. Ведь, если вам в голову пришел данный вопрос, то, вероятнее всего, замена масла уже бессмысленна. Вы опоздали.

В коробке передач любого транспортного средства данная жидкость выполняет множество функций одновременно. Оно отводит горячий воздух от нагревшихся механизмов, является для подшипников смазкой, необходимо для правильной работы гидротрансформатора и гидравлической системы. Чтобы все части коробки работали исправно, маслу необходимо сохранять свои параметры в обширном интервале значений. Малейшее отклонение от этих параметров ведет к неправильной работе АКПП. Это отображается на общем состоянии автомобиля – потеря тяги, рывки, а, в конечном счете, машина перестает ехать. Так что происходит с маслом и коробкой?

Как масло работает в АКПП

Для начала необходимо пояснить, что практически все коробки перешли из гидравлического управления в электроуправляемые. Остался один глобальный принцип: ГДТ (гидродинамический трансформатор), работает вместе с планетарной коробкой передач, переключения в которой выполнялись подачей давления на группу фрикционов или тормозную ленту при помощи пневмогидравлических дозаторов.

Порой в коробках до сих пор есть гидродинамический трансформатор, а бывает, что его заменяет комплект сцеплений, порой редукторы изготовлены по типу классических планетарных, но бывают конструкции вальные (например, у Хонды), а также ременные и цепные передачи вариаторов.

Но иногда, скорее как исключение, система управления дает давление на исполнительные узлы, создает давление маслонасос, а масло также охлаждает, смазывает и управляет непосредственно переключениями передач.
Дальше всех от «классической» схемы отдалились простейшие «роботы» с единственным сцеплением Getrag 6DCT250 коробки. В данных АКПП жидкость применяется лишь для охлаждения и смазки редукторов коробки. Сцепление у них охлаждается при помощи воздуха, а с электроприводом стоит система управления. Остальные АКПП в разной степени, но страдают от того, что необходимо совмещать маслом множество функций. Масло способно выполнять данные функции только при условии, что оно имеет определенные смазывающие свойства и вязкость. Вывод тут напрашивается сам собой – вечно эти качества масло сохранять, к сожалению, не может.

Как масло в коробке изнашивается?

Любая жидкость автоматических трансмиссий (ATF) по прошествии некоторого времени теряет свои характеристики. Главная причина – перегрев из-за грубой езды, сочетаемой с грязным радиатором, попаданием в жидкость частиц фрикционов и накладок блокировок гидродинамического трансформатора. Поэтому, странные на первый взгляд, действия автомехаников, берущих пробу масла, с целью оценить его прозрачность, и нет ли запаха горелого, не лишены логики.

Масло теряет свои свойства с возрастом, даже если оно не перегретое и чистое. Вырабатываются присадки и противозадирные свойства, вязкость уже не соответствует норме, свойства свои теряет и сама основа. В постоянной эксплуатации транспортного средства, ко всем вышеперечисленным неприятностям добавляются и загрязнение масла, продуктами разложения, которые оно же и вырабатывает, и продукты, образовавшиеся от износа коробки. Кроме упомянутых уже накладок и фрикционов, к ним также относятся и износившиеся части редукторов и подшипников.

Особого внимания заслуживает материал, из которого изготовлены фрикционы. Не зря для него был выбран не надежная керамика, а достаточно мягкий картон. Все это потому, что продукты износа от картона не настолько сильно вредят АКПП, как другой материал. В прочем, случаются и такие, более запущенные, случаи, когда частички металла, картона и золы выедают настоящие каверны в клапанах коробок передач и алюминии гидроплит. Можете сами представить, что будет происходить, если изготовить фрикционы из керамики или карбона.
Из всего вышеизложенного понятно, что масло имеет свойство стареть и его нужно периодически менять. Но очевидно это, почему-то не всем.

Как появилось мнение, что масло менять не надо?

Чтобы сохранить характеристики масла на одном уровне, примерно лет двадцать назад, все производители рекомендовали заменять в АКПП масло раз в 3-60 тыс. км. Но прогресс, как известно, не стоит на месте. В дальнейшем появилось электронное управление коробками, во много раз увеличилась приспособляемость трансмиссии относительно условий движения, а также к характеристикам жидкости.

Тогда производители, считающие себя самыми «передовыми» заявили, что масло теперь менять больше не нудно. Первыми, кто это объявил, был производитель Mercedes—Benz, а также его конкуренты BMW и Audi. Конечно, индустрия автотранспорта ориентируется на своих лидеров, столь необдуманный шаг, конечно, не остался без пристального внимания. По прошествии небольшого количества времени, сроки, в которые требовалось заменять трансмиссионное масло, сильно увеличились. К чему привел этот шаг можно отследить, сравнив надежность авто трансмиссий начала и конца 90х-годов XX века. Как доказала практика, масло менять просто необходимо, причем делать это нужно заранее.

И на сегодняшний день, у ведущих немецких производителей, в техническом паспорте автомобилей прописан интервал замены масла. К примеру, Mercedes—Benz последние пять лет выпускает автомобили АКПП серий 722,6 с заменой масла раз в 50 тыс. километров или раз в три года. А серий 722,9 – замена каждые 125 тыс. километров пробега, или же раз в пять лет.

Но в среднем, несмотря на прочие предписания к каждой марке авто, дилеры рекомендуют заменять масло в своих автомобилях раз в 60 – 80 тыс. километров пробега. Не стоит пренебрегать данными рекомендациями.
Вся проблема в том, что при таком большом интервале смены, свойства старого и свежего масла крайне сильно разнятся. При условии исправности коробки передач, все равно это порождает массу проблем. В лучшем случае необходима адаптация к новой рабочей жидкости АКПП, а в противном случае – приводит к выходу из строя и к быстрой неработоспособности.

Не меняем

Если допустить, что рабочая жидкость будет меняться раз в 60-80 тыс.км., то соблюдать данный интервал становится непросто. Во-первых, автомобиль может перейти к другому владельцу, и тогда от какого пробега ему придется высчитывать сроки замены – не совсем понятно. Кроме того, при продаже авто, пробег зачастую сматывают, а на слово верить можно вряд ли, сервисные книги, как правило, в таком случае «потеряны», или же просто ведутся не аккуратно после 1-2 лет эксплуатации. Да что говорить – о замене необходимой жидкости, зачастую, забывают и сами дилеры. Так и выходит – покупая исправную (вроде бы) автомашину с «автоматом», у вас нет никаких гарантий в том, сколько времени не менялось масло в автоматической коробке передач.
Хочется еще раз повторить, что для некоторых коробок передач, установленный средний интервал замены рабочей жидкости, при нашем темпераменте и условиях движения – крайне великоват.

Многие автолюбители ищут множество отговорок и аргументов в пользу того, чтобы отложить замену масла. И, как не парадоксально, некоторый смысл в этом есть. Изрядно эксплуатированная коробка передач зачастую вполне сносно работает на рабочей жидкости, с непонятно какой вязкостью, фрикционной крошкой и т.д. При замене жидкости на новую, свежую, с полным пакетом противозадирных и моющих присадок, коробка уже не держит фрикционы, а соленоиды прекращают удерживать давление, моющие же присадки смывают шлам в истонченные каналы гидроблока. Вместе с тем, полное давление, происходящее в маслонасосе, вышибает прокладки. И вот, после замены, машина, которая приехала своим ходом, уже отправляется на эвакуаторе по направлению в сторону «коробочного» сервиса.

Многие люди, увидев в какой-то из версий руководств "волшебные" слова: «на весь срок службы» и все – готово. Совесть позволяет (да и повод, как-бы есть) не менять масло вовсе – осознанно.
И удивительным остается один момент: АКПП может еще очень и очень долго ездить, и ездить, причем, без проблем. А владелец авто, в это время, будет хвастаться своей ловкостью и умом. Ведь он не менял масло, не покупал его, не тратил время и деньги – он молодец. И получается, что все проблемы с исправностью машины он передаст следующему владельцу, который тоже встанет перед непростым выбором «менять или не менять». Но на успешное развитие событий шансов у него будет уже меньше.

Меняем.

Вам крупно повезло, если предыдущая история технического обслуживания автомобиля известна. Теперь остается менять масло по указанным срокам, или даже чаще. Ведь, совсем не секрет, что почти все современные автоматические коробки передач очень сильно загрязняют его, а происходит это из-за использования наладок блокировки ГДТ. Преселективы с мокрыми сцеплениями , к примеру, DQ500 и DSG DQ250 полностью работают в масляной ванне сцеплением. При такой работе в рабочую жидкость неизбежно попадают в большом количестве частицы изношенных накладок, а фильтры не могут их полностью очистить.